![]() |
Динамика механической системыИсследуемая механическая система, изображенная на рисунке, состоит из колес 1, 2 и груза 3. На колесо 1 действует вращающий момент Мвр = 1000 Нм. На груз 3 действует сила сопротивления Rc = 150V3 Н м, зависящий от прямолинейной скорости груза 3.В начальный момент времени t = 0 система находилась в покое. Массы тел 1, 2, 3 соответственно равны ![]() ![]() Радиусы инерции ![]() Номер тела приведения - 1. ![]() Рисунок 4.1 Схема механизма ![]() Рисунок 4.2 Статическая схема механизма 1.Для решения рассматривается равновесие каждого звена под действием сил, показанных на рисунке. Здесь G-силы тяжести; Nx, Ny-реакции подшипников; ![]() ![]() Уравнения равновесия для звена 1 и 3: ![]() Для колеса 2 ![]() Откуда ![]() Определим реакции опор из остальных уравнений. ![]() В равновесии натяжение троса, на котором висит груз, равно весу груза ![]() Сравнивая заданную массу ![]() ![]() ![]() ![]() Рисунок 4.3 Кинематическая схема 2.На рисунке введены обозначения: ![]() ![]() ![]() Движение от тела 1 к телу 2 передается посредством зубчатой передачи ![]() Касательные ускорения этих точек тоже равны, следовательно, ![]() Равны и линейные перемещения этих точек, ![]() ![]() Груз 3 висит на тросе, который намотан на колесо радиуса R1, поэтому ![]() Ускорение груза 3 равно касательному ускорению точки, которая принадлежит большей окружности колеса 1, ![]() ![]() Линейные перемещения груза 3 и точки на окружности радиуса R1 равны ![]() 3. По теореме об изменении кинетической энергии в дифференциальной форме: производная по времени от кинетической энергии механической системы равна сумме мощностей всех сил, действующих на систему ![]() Система состоит из твердых тел, тросы, передающие движение от одного тела к другому нерастяжимые и невесомые, поэтому сумма мощностей всех внутренних сил системы равна нулю. Вычисление кинетической энергии механизма выполняется с учетом формул, полученных в главе 2. Кинетическая энергия системы равна сумме кинетических энергий всех звеньев, участвующих в движении ![]() Тела 1 и 2 вращаются вокруг неподвижных осей, поэтому их кинетическая энергия вычисляется по следующим формулам: ![]() Тело 3 движется поступательно, поэтому ![]() ![]() ![]() вращения, он равен ![]() Откуда получается выражение для кинетической энергии ![]() Для заданной механической системы, состоящей из твердых тел, соединенных нерастяжимыми, невесомыми тросами мощность всех внутренних сил равна нулю, поэтому необходимо вычислить мощность внешних сил. В общем случае мощность силы определяется формулой ![]() ![]() ![]() мощность силы тяжести m3g равна ![]() Мощность силы, действующей на вращающееся тело, вычисляется как взятое со знаком + или – произведение силы на скорость тела, поэтому мощность силы сопротивления вычисляется по формуле ![]() Сумма мощностей всех внешних сил равна ![]() Подстановка заданных величин позволяет вычислить суммарную мощность. ![]() Дифференциальное уравнение движения имеет вид ![]() ![]() Рисунок 4.4 Динамическая схема к вычислению мощностей сил Дифференциальное уравнение является линейным неоднородным уравнением второго порядка с постоянными коэффициентами. Если разделить его на коэффициент перед старшей производной, то уравнение приобретает вид ![]() Решение этого уравнения отыскивается в виде ![]() ![]() а ![]() ![]() Корни характеристического уравнения ![]() Решение, соответствующее корням характеристического уравнения, имеет вид ![]() где C1 и C2 - константы интегрирования. Частное решение уравнения отыскивается по виду правой части: ![]() Константа А определяется после подстановки ![]() 0,193А = 1.43, отсюда А = 7,41. Общее решение уравнения имеет вид ![]() Константы C1 и C2 определяются из начальных условий: при ![]() ![]() Выполнение начальных условий дает два алгебраических уравнения: ![]() ![]() Окончательно решение уравнения имеет вид ![]() 4. Законы движения всех тел механизма, формулы скоростей и ускорений этих тел в зависимости от времени. Продифференцируем правую и левую части уравнения угловой скорости и определим угловое ускорение колеса 1 ![]() Воспользовавшись кинематическими зависимостями, получим закон движения тела 2 и формулы ![]() ![]() Законы изменения параметров движения тела 3: ![]() 5. График изменения кинематических параметров по времени. Характеристики установившегося движения. Требуется с помощью уравнений построить графики угловой скорости, ускорения и перемещения колеса 1 по формулам из п.4 и по ним определить характеристики установившегося движения. На рисунке видно, что при ![]() Таким образом, время установления движения ![]() Параметры установившегося движения: ![]() ![]() Угловая скорость ![]() ![]() 6. Определение динамических реакций опор колес. Требуется вычислить реакции внешних опор колес 1 и 2, а также силы натяжения всех ветвей тросов. Для определения сил реакций опор и силы взаимодействия между телами 1 и 2 воспользуемся уравнениями, выражающими принцип Даламбера. Согласно принципу Даламбера, если в данный момент времени ко всем действующим на механическую систему силам присоединить силы инерции Даламбера, то получившаяся система сил будет эквивалентна нулю и для неё выполняются уравнения статики. Нужно изобразить активные силы и реакции внешних опор так же, как в пп. 2 и к ним добавить момент пары сопротивления Mc. Силы инерции вращающихся тел 1 и 2 приводятся к парам сил с соответствующими моментами ![]() ![]() ![]() Составим уравнения, выражающие принцип Даламбера, для каждого тела в отдельности. Cистема сил, действующих на тело 1, плоская, поэтому следует составить три уравнения. Сумма проекций всех сил на ось x равна 0 ![]() Сумма проекций всех сил на ось y равна 0 ![]() Сумма моментов всех сил относительно точки О1 равна 0 ![]() Аналогично составляются уравнения для сил, действующих на тело 2. ![]() ![]() Рисунок 4.5 Динамическая схема. Подставляя значения всех величин и используя формулу для углового ускорения ε1, получим значение силы натяжения троса между колесами 1 и 2 в виде функции от времени. ![]() Для оценки максимального значения, рассмотрим функцию ![]() ![]() ![]() ![]() Определим реакции неподвижной шарнирной опоры ![]() ![]() Максимальные значения сил: ![]() Аналогично ![]() Максимальные значения сил: ![]() при установившемся движении. При разгоне ![]() Для определения силы натяжения троса, на котором висит груз 3, применим принцип Даламбера к грузу. ![]() Подставляя известные значения, получим ![]() Максимальное значение эта сила имеет при разгоне ![]() 7. Мощность ведущего усилия. Ведущим усилием для рассматриваемого механизма является сила Р. Мощность момента Мвр вычисляется по формуле ![]() ![]() Максимальное значение мощность ведущего усилия имеет при установившемся движении ![]() 8. Работа ведущего усилия на перемещении, соответствующем времени установления движения. Работа силы, приложенной к вращающемуся телу, вычисляется по формуле ![]() Вычислим значение угла поворота фи1 для момента времени, за которое движение механизма устанавливается ![]() ![]() Искомое значение работы: ![]() 9. Принцип возможных перемещений. Требуется, применяя принцип возможных перемещений, определить при каком значении силы давления Q на тормозную колодку в начальный момент времени t = 0 механизм не тронется с места, если колодка действует на колесо 2 в точке А. Согласно принципу возможных перемещений для равновесия механической системы с идеальными связями, необходимо и достаточно, чтобы сумма элементарных работ всех действующих на нее активных сил при любом возможном перемещении системы была равна нулю. ![]() Определим предельное значение силы, которая будет удерживать механизм в равновесии при заданных массах звеньев. Сопротивление, зависящее от скорости в этом случае равно 0. На рисунке 4.2 изображены активные силы, действующие на механизм. Это момент Мвр, силы тяжести звеньев и груза 3. Действие силы Q на колодку передаётся на колесо 2 в точке А через силу давления N и силу трения Fтр. В случае равновесия механизма, возможные перемещения звеньев механизма будут соответственно ![]() Рассматриваемая механическая система имеет одну степень свободы, связи, наложенные на систему, являются стационарными и голономными, поэтому зависимости между возможными перемещениями такие же, как между действительными перемещениями, определенными формулами рассмотренными выше. ![]() Дадим механизму возможное перемещение и вычислим возможную работу активных сил. ![]() Получаем значение искомой силы ![]() При значении силы Q = 3333,33H механизм не тронется с места. ![]() 10 Выводы. Методами статики исследовано состояние равновесия подъемного механизма и установлена грузоподъемность, реакции внешних опор и сил натяжения тросов при максимальной нагрузке. Исследована кинематика механизма и установлены зависимости между параметрами движения его звеньев. С помощью теоремы об изменении кинетической энергии в дифференциальной форме получено дифференциальное уравнение движения механической системы, после интегрирования которого, установлены законы движения всех тел и получены формулы изменения их скоростей и ускорений. Для определения сил зубчатого взаимодействия и реакций связей был применен принцип Даламбера. Построены графики изменения параметров движения тела 1. По графику угловой скорости видно, что через некоторое время угловая скорость колеса 1 становится постоянной и равной ![]() ![]() Определены силы натяжения тросов. Установлены законы изменения значений этих сил и определены их максимальные значения. Вычислены реакции внешних связей и их максимальные значения. Установлена зависимость мощности ведущего момента М и определено её максимальное значение ![]() Принцип возможных перемещений применен для определения тормозящего усилия Q, необходимого для удержания механизма в равновесии. Таким образом, методами теоретической механики исследована статика, кинематика и динамика подъёмного механизма. ![]() |